В начале 2010-х годов с видеокартами происходило странное. Чипы Nvidia и AMD были просто дико горячими, и воздушное охлаждение справлялось с этим жаром очень плохо. Я помню, как пытался найти более-менее тихую видеокарту на GeForce GTX 5xx/6xx или Radeon HD 6000/7000, и получалось у меня не очень. Помню, подарили на день рождения топовый Radeon, так я отдал его обратно, потому что сидеть рядом с компьютером стало очень некомфортно.
Потом ситуация несколько исправилась, благодаря совершенствованию техпроцессов и инженерным озарениям разработчиков чипов. Видеокарты, бывает, шумят, но все же найти акустически комфортный вариант довольно легко, особенно если бюджет позволяет. У правильных производителей есть модели, где вентиляторы еле крутятся даже в играх, а в 2D вовсе останавливаются. Но недавно в музее ASUS я наткнулся на несколько видеокарт из 2010-х. И немного запоздало восхитился мастерству тайваньцев.
Начнем с ASUS Ares. В 2010 году она некоторое время была просто самой мощной видеокартой в мире. Мощь достигалась благодаря использованию двух чипов Radeon HD 5870. У меня в то время была карта на одном таком чипе, и она вполне справлялась. А тут – два! Логично было бы поставить и два пропеллера, но они бы и шумели вдвое больше, иногда входя в резонанс. Поэтому пропеллер один, но очень производительный. Эталонный кулер для Radeon HD 5870 продувал 0.5 кубического метра воздуха в минуту, а кулер Ares (на максимальных оборотах, разумеется) – целых 3.36 кубических метра. Уровень шума при этом был 37 дБ по сравнению с 44,5 дБ у эталонной системы охлаждения.
Конечно, заслуга в этом не только пропеллера, но и уникальных (без преувеличения) медных блоков внушительных размеров с впаянными 8-миллиметровыми тепловодными трубками. Именно они принимали на себя основной тепловой удар. Толщина Ares производит сильное впечатление и сегодня, а вот длина у карты вполне гуманная. Хотел написать «можно поставить в компактный корпус», но, конечно, это было бы не лучшей идеей. Ну и у покупателя карты за 1200 долларов (именно столько стоила Ares в 2010 году) уж наверняка находились деньги и на остальной «обвес».
Другая видеокарта, ASUS ROG Mars, немного младше – она вышла в 2013 году. Решение также двухчиповое, базирующееся на паре GeForce GTX 760. Времена наступили уже чуть менее горячие, плюс чипы не самые топовые. Однако производительности даже одного из них вполне достаточно для онлайн-игр в 2018 году. А уж в 2013-м пара просто рвала танцпол. Тем более, что ASUS немного разогнала их по сравнению с рекомендованной частотой.
Радиаторы на первый взгляд выглядят обычно, но если их перевернуть, глаза тут же загораются. Тепловые трубки в них выведены напрямую к чипам и забирают тепло, что называется, без посредников. С инженерной точки зрения это небанально. И в производстве подобная конструкция непроста, требует повышенного внимания к точности сборки. Однако результат того стоит: графические чипы в ASUS ROG Mars разгонялись на 15% по сравнению с изначальной частотой, а память почти на 30%(!). Уровень шума при этом был, скажем так, заметным, однако температура оставалась в пределах разумного. Кстати, экземпляр Mars в коллекции ASUS до сих пор живой, вот только пластик местами начал сыпаться от последствий разгона в прошлом.
В современных видеокартах ASUS, как уже говорил выше, радиаторы так хорошо справляются со своими обязанностями, что кулеры включаются только при необходимости. Например, в ASUS ROG Strix целых три пропеллера, но они не вращаются, пока температура чипа не достигнет 55 градусов, что при хорошем охлаждении внутри корпуса и относительно небольшой нагрузке может вообще не случиться. Температура поднялась, кулеры покрутились, охладили – и снова встали. Фишка новых пропеллеров в пыленепроницаемости. Их уже не надо, как раньше, раз в год продувать сжатым воздухом или пылесосить.
Хороший инженер всегда найдет выход из сложной ситуации и добьется оптимального для пользователя результата. Даже если графические чипы снова начнут яростно греться (есть такой вариант развития событий, если не удастся придумать радикально новую архитектуру), без тихих решений мы не останемся.
Потом ситуация несколько исправилась, благодаря совершенствованию техпроцессов и инженерным озарениям разработчиков чипов. Видеокарты, бывает, шумят, но все же найти акустически комфортный вариант довольно легко, особенно если бюджет позволяет. У правильных производителей есть модели, где вентиляторы еле крутятся даже в играх, а в 2D вовсе останавливаются. Но недавно в музее ASUS я наткнулся на несколько видеокарт из 2010-х. И немного запоздало восхитился мастерству тайваньцев.
Начнем с ASUS Ares. В 2010 году она некоторое время была просто самой мощной видеокартой в мире. Мощь достигалась благодаря использованию двух чипов Radeon HD 5870. У меня в то время была карта на одном таком чипе, и она вполне справлялась. А тут – два! Логично было бы поставить и два пропеллера, но они бы и шумели вдвое больше, иногда входя в резонанс. Поэтому пропеллер один, но очень производительный. Эталонный кулер для Radeon HD 5870 продувал 0.5 кубического метра воздуха в минуту, а кулер Ares (на максимальных оборотах, разумеется) – целых 3.36 кубических метра. Уровень шума при этом был 37 дБ по сравнению с 44,5 дБ у эталонной системы охлаждения.
Конечно, заслуга в этом не только пропеллера, но и уникальных (без преувеличения) медных блоков внушительных размеров с впаянными 8-миллиметровыми тепловодными трубками. Именно они принимали на себя основной тепловой удар. Толщина Ares производит сильное впечатление и сегодня, а вот длина у карты вполне гуманная. Хотел написать «можно поставить в компактный корпус», но, конечно, это было бы не лучшей идеей. Ну и у покупателя карты за 1200 долларов (именно столько стоила Ares в 2010 году) уж наверняка находились деньги и на остальной «обвес».
Другая видеокарта, ASUS ROG Mars, немного младше – она вышла в 2013 году. Решение также двухчиповое, базирующееся на паре GeForce GTX 760. Времена наступили уже чуть менее горячие, плюс чипы не самые топовые. Однако производительности даже одного из них вполне достаточно для онлайн-игр в 2018 году. А уж в 2013-м пара просто рвала танцпол. Тем более, что ASUS немного разогнала их по сравнению с рекомендованной частотой.
Радиаторы на первый взгляд выглядят обычно, но если их перевернуть, глаза тут же загораются. Тепловые трубки в них выведены напрямую к чипам и забирают тепло, что называется, без посредников. С инженерной точки зрения это небанально. И в производстве подобная конструкция непроста, требует повышенного внимания к точности сборки. Однако результат того стоит: графические чипы в ASUS ROG Mars разгонялись на 15% по сравнению с изначальной частотой, а память почти на 30%(!). Уровень шума при этом был, скажем так, заметным, однако температура оставалась в пределах разумного. Кстати, экземпляр Mars в коллекции ASUS до сих пор живой, вот только пластик местами начал сыпаться от последствий разгона в прошлом.
В современных видеокартах ASUS, как уже говорил выше, радиаторы так хорошо справляются со своими обязанностями, что кулеры включаются только при необходимости. Например, в ASUS ROG Strix целых три пропеллера, но они не вращаются, пока температура чипа не достигнет 55 градусов, что при хорошем охлаждении внутри корпуса и относительно небольшой нагрузке может вообще не случиться. Температура поднялась, кулеры покрутились, охладили – и снова встали. Фишка новых пропеллеров в пыленепроницаемости. Их уже не надо, как раньше, раз в год продувать сжатым воздухом или пылесосить.
Хороший инженер всегда найдет выход из сложной ситуации и добьется оптимального для пользователя результата. Даже если графические чипы снова начнут яростно греться (есть такой вариант развития событий, если не удастся придумать радикально новую архитектуру), без тихих решений мы не останемся.