HHIDE_DUMP
Гость
H
HHIDE_DUMP
Гость
Продолжаю тему со сливом курсов,
Программа сегодняшнего занятия.
Тема 1. Краткое введение в НЛП
1.1. Коротко об НЛП.
1.2. "Разрыв шаблона" и НЛП.
Тема 2. Аксиомы НЛП: 10 основных принципов.
2.1 Карта — не территория.
2.2 Практика базовых пресуппозиций
Тема 3. Коммуникации и манипуляции.
3.1. Переговоры в нашей жизни.
3.2. Аксиомы успешных переговоров. (+практика)
3.3. Фразы-манипуляторы. (+практика)
Тема 4. ХСР — хорошо сформулированный результат.
4.1. Условия хорошо сформулированной цели.
4.2. Пошаговый шаблон формирования цели. (+пратика)
4.3. Ловушки целеполагания.
Разумеется, в конце занятия вы получите домашнее задание.
Его надо будет выполнить к следующему занятию. Курс у нас интенсивный, поэтому, если не будете успевать, то возможно будете сдавать ДЗ по схеме ДЕНЬ+1 (т.е. через день после занятия)
Посмотрим, на что вы способны.
Тема 1. Краткое введение в НЛП.
Сегодняшнее занятие должно быть вводным, однако мы решили уделить "вводным словам" самую малую часть времени.
Вы должны понять сразу 2 вещи:
1) 75% ваших результатов зависит от вас и от того, как вы будете работать!
2) НЛП — это не просто умение правильно говорить и мыслить, это вечная практика, которой мы с вами будем заниматься здесь.
3) Наше обучение — это лютый интенсив.
1.1. Коротко об НЛП.
Давайте, для начала, вспомним, что же такое НЛП. Об этом мы говорили на конференции.
Нейро — определяет связь с нашей неврологической системой, т.е. определяет путь использования наших органов чувств: зрения, слуха, осязания, вкуса и обоняния. Наша физиология и наше мышление функционируют как одна система. НЛП значительно расширяет возможности нашей неврологической системы и учит управлять ею.
Лингвистическое — определяет связь между языком, используемым человеком, и его жизненным опытом. Наши лексические модели являются выражением образа нашего мышления и в большей или меньшей степени отражают нашу внутреннюю сущность.
Программирование — позволяет исследовать и изменять переживания и опыт. Программирование - это управление собственными переживаниями, состояниями и поведением. И, разумеется, управление нашим собеседником.
Ну и всё. Не нужно пускаться в лексические дебри и пытаться найти тысячу определений.
Важно понять взаимосвязь этих трех составляющих.
Концептуально, НЛП — это:
1) Исследование возможностей человека. На что способен ваш мозг, если вы правильно его попросите сделать ту или иную вещь? Например, выучить иностранный язык или обучиться скорочтению. Какой вопрос задать человеку, что бы он вывалил вам всё, что вы хотите услышать?
2) Наука быть самим собой. Научившись мыслить критически и трезво, мы освобождаемся от оков мнений окружающих, навязанных нам стандартов поведения и прочих данностей.
«НЛП – это умение быть с другими, оставаясь самим собой и развивая собственные навыки».
А еще, это..
3) Практика личностного изменения. НЛП называют практической моделью и зачастую упрекают в отсутствии теоретической базы. В самом деле, для НЛП огромное значение имеет человеческий опыт, моделирование его, эксперименты в противовес построению доктрин и гипотез. Отдавая предпочтение опыту, НЛП представляет собой технологию личностных изменений.
Пожалуй, это самое важное. Все сводится к практике.
Мы не будем здесь с вами заниматься болталогией.
1.2. "Разрыв шаблона" в НЛП.
Наверное, вы тысячу раз слышали такую фразу, как "разрыв шаблона". Что это?
Как известно, большинство из нас мыслит, к сожалению, шаблонами. Реакции на многие события, фразы или действия у большинства людей предсказуемы, а значит, мы можем этим управлять.
"Разрыв шаблона" — это очень общий термин. Это не техника, не метод, это определенная реакция у человека.
Ступор. Транс. Тупка. Называйте, как хотите.
И да, это имеет прямое отношение к НЛП, но и не только.
Например, в сфере пик-апа это так же называют «крышеснос». Серьёзно.
Примеры "разрыва шаблона."
— Любое нестандартное поведение. Вызывающее поведение. Например, человек спрашивает у вас сигарету, а вы говорите ему "Хорошо, а в ебло тебе не дать?". Нет, я не про быдло, которое так пытается вас испугать.
Смысл в том, что человек не ожидает такой фразы в данной ситуации и данном контексте. Вы можете заметить, как на 1-3 секунды он впадет в ступор. В этот момент он более внушаем. (это просто пример, именно так делать не нужно!)
— Резкая перемена темы с последующим трансом собеседника. Например, ваш собеседник что-то рьяно вам рассказывает и втирает, он просто хочет, что бы вы ему поверили. Разговор серьезный, долгий. И тут вы отвлекаете его внимание любым жестом и спрашиваете "Как думаешь, если собака оденет штаны, ей нужно задействовать все 4 лапы или только две задних?".
Забавный пример, но, кстати, этот вопрос сбивает с толку многих. Это же просто вопрос.
— Действия, которые от вас не ожидают. Любой непредсказуемый физический контакт. Обнимите человека, когда он кричит на вас. Хлопните громко в ладоши, когда вас перестали слушать. Облейте водой серьезного собеседника (остудите его).
Что угодно. Ваша фантазия и понимание ситуации вам подскажет.
На самом деле, примеров тысячи. Их можно бесконечно искать.
Научиться этому "разрыву шаблона" просто. Он будет у вас доведен до автоматизма, потому что эта тема сквозная.
В каждой изучаемой модели вы будете понимать, как и что использовать, что бы рвать эти самые шаблоны. В самом деле, это лишь верхушка айсберга и это довольно очевидная штука.
Тема 2. Аксиомы НЛП: 10 основных принципов.
Помните, когда вы проходили школьный курс геометрии, там были аксиомы? Те самые правила, по которым существует этот геометрический мирок.
Да-да, они есть и здесь. Это 10 базовых принципов, которые важно осознать. Еще их называют таким странным словом, как базовые пресуппозиции.
Не нужно торопиться с этим осознанием: вчитайтесь и представьте себе все, что написано.
Да и вообще учитесь визуализировать (детально представлять что-либо).
Начинайте уже сейчас, потому что это будет нужно для многих практических заданий.
Аксиома 1. Карта — это не территория.
Имеется в виду тот факт, что наши представления о реальности всегда отличаются от самой реальности, равно как и от представлений любого другого человека.
А ведь мы общаемся с внешним миром, используя свои карты (модели мира) в качестве посредника! Принятие этой аксиомы позволяет избежать многих недоразумений в общении. Да и большинство других проблем решаются с помощью изменению нашей внутренней реальности.
На самом деле, любой НЛП тренинг начинается с этого утверждения. Поэтому, целесообразно детально разобрать, что же это всё значит.
Прежде чем перейти к практике, нужно понять теоретические основы. Благо мы изучаем не высшую математику, а полностью зеркальную ей науку, где минимум теории и максимум практики.
Но этот минимум нужно освоить.
О карте и территории.
Территория – это ваш реальный опыт, этот громадный мир вокруг нас, события и вещи. А Карта – это ваша модель, ваше представление об этом мире.
О карте и территории.
Представление человека о мире вокруг – модель этого мира. У кого-то карты более подробные, у кого-то менее. Кто-то сделал их с большим искусством, а у кого-то там полно ошибок (хотя – что такое ошибка?).
Но все равно это только карты. А любая карта, будь она самая подробная и точная, не может полностью отразить Территорию, которую она изображает.
Ну, во-первых просто потому что у нее другая задача. На карте оставляют только важное и нужное, а все остальное убирают, чтобы не мешало ориентироваться.
Точно так же в Личной Карте человека отображено только то, что для него важно и нужно, а все остальное пропущено. Если там будет слишком много информации, в сознание это просто не влезет. Там слишком мало места. (с) А. Любимов
Важно отметить, что не существует "правильных" и "неправильных" карт.
И у каждого человека своя Карта, связанная с его личным опытом, историей, жизнью. А так как жизнь у нас у всех разная, то и Карты у всех отличаются. Но так как в нашей жизни много схожего, то и в наших Картах есть определенное сходство. Карта – это тот фильтр, который отделяет то, что человек считает нужным для себя, от того, что для него не представляет интереса. Иначе он бы просто утонул в обилие информации.
Наличие Карты – это не проблема. Проблемы начинаются когда человек забывает, что
Карта – это не Территория.
Как только кто-то решает, что его представление о мире и есть мир, у него начинаются проблемы. И с другой стороны – если у человека проблемы, это означает, что он решил что его Карта истинна.
Хотя и так понятно, что не может быть истинных карт. Для каждого они свои.
Прочитайте все посты о карте и территории еще раз. Осознайте, не глотайте текст.
Впереди у нас еще 9 аксиом, но мы разобрали самую простую и важную. Остальные целесообразно представить в кратком виде. Вам главное уловить суть.
Аксиома 2. Сознание и тело - части единой системы.
Просто списком: по внешности человека можно судить о его внутреннем мире; изменяя что-то в теле, мы можем решать свои психологические задачи; наше настроение влияет на наше мышление; можно управлять эмоциями через мышечный корсет; вызывая определенное внутреннее состояние, мы можем менять, например, походку. И наоборот. Все взаимосвязано! И "взаимоуправляемо".
Аксиома 3. Весь наш жизненный опыт закодирован в нервной системе.
До любого прошлого переживания можно "добраться" - вызвать его, как бы пережить заново. И это отрадно: "мои года - мое богатство" и мои ресурсы. Как информационные, так и эмоциональные. Информация - это опыт. Эмоции - это энергия. И что интересно: то, как закодирован в нас наш жизненный опыт, можно перекодировать заново. Например, сделать негативный опыт чисто информационным... Этакое нейро-лингвистическое перепрограммирование.
Аксиома 4. Субъективный опыт можно разделить на образы, звуки, ощущения, вкус и запах.
А эта аксиома - ключик к предыдущей: она приоткрывает завесу тайны над тем, как именно закодирован наш жизненный опыт. Оригинального здесь, на первый взгляд, мало, если не задумываться над тем, что НЛПеры взялись даже "экстрасенсорный" опыт описать через самую обычную "сенсорику" - через пять чувств. Весьма успешно, надо сказать.
Аксиома 5. Смысл коммуникации - в полученной реакции.
Самая "общенческая" пресуппозиция - основа любого мало-мальски эффективного взаимодействия. Общаясь, НЛПер ставит во главу угла реакцию собеседника на его слова и действия и уже по ней судит об эффективности коммуникации. Тут все понятно: реакция "не та" - меняй свое поведение, пока не получишь "ту". И никаких упреков.
Аксиома 6. Не бывает поражений - бывает только обратная связь.
Пресуппозиция для самых целеустремленных. В приложении к коммуникации - отлично перекликается с предыдущей. В остальных приложениях - ощутимо добавляет оптимизма и новой информации к размышлению. Кстати, с этой точки зрения поражения гораздо полезнее побед: именно они дают нам поводы (и возможности) к самосовершенствованию.
Аксиома 7. В основе любого поведения лежит позитивное намерение.
Ключевой момент здесь - в разделении поведения и намерения, того, что человек делает, с тем, зачем он это делает. Вопрос "зачем?" выводит нас на более высокий уровень мышления, а "глядя с высока", мы начинаем замечать совершенно новые варианты поведения. А вот то, выбирать "хороший" или "плохой" мотив, - это уже вопрос нашего сознательного выбора. НЛПеры предпочитают позитив. Чтобы было проще искать позитивное намерение, рекомендуется мысленно добавлять "для него": себе-то человек плохого не пожелает! Разве что исключительно с позитивным намерением...
Осталось еще 3 базовых правила.
Вам все равно придется перечитать их еще раз. Вас ждет небольшое задание.
Аксиома 8. Любое поведение - выбор наилучшего варианта из имеющихся на данный момент.
Все, что мы делаем, - результат нашего сознательного или бессознательного выбора. Это понятно. Также вполне естественно предположить, что выбираем мы лучшее из того, что нам доступно. Был бы лучший вариант - использовали бы его. Тоже ясно. А следствием из этих предположений стала фундаментальная мета-стратегия изменения нежелательного поведения - добавление в карту человека более эффективных выборов. Как шутят НЛПеры, НЛП не хирургия: оно ничего не отрезает - только добавляет. И если новый вариант со временем оказался не столь эффективным, можно вернуться к старому поведению. Или к новому поиску.
Аксиома 9. Каждый располагает всеми необходимыми ему ресурсами.
И если человек сам поставил себе цель, то будьте уверены: у него для этого все есть. У Ричарда Баха в книге "Иллюзии" есть подходящая по случаю фраза: "Желания нам даются вместе с возможностями для их осуществления". С этим можно спорить, особенно, если нет желания прикладывать хоть какие-то усилия. Другое дело, что эта пресуппозиция действительно полезна, и каждому будет легко вспомнить те ситуации из прошлого, когда какие-то цели казались абсолютно недостижимыми, зато сейчас...
Тяжело? Безусловно. Это интенсив. Последняя пресуппозиция.
Аксиома 10. Вселенная - дружественная среда, изобилующая ресурсами.
Хочется добавить: особенно, когда живешь по базовым пресуппозициям НЛП! Тогда каждое происходящее с нами событие - это подарок Мира. Его можно с благодарностью принять и воспользоваться по необходимости. А можно назвать то же самое ударом судьбы или же ее коварной уловкой. "Вам оно надо?" Благо, замечал не раз: жизнь подкидывает именно то, чего от нее ждешь, хочешь подарка - будет. И наоборот: Вселенная дружественна.
Даю вам 15 минут, что бы переварить эту информацию и сделать упражнение. Задание письменное, желательно написать на бумаге, или, например, самому себе в телеграме.
1) Подумайте и опишите 5-10 ситуаций, в которых вы уже неосознанно используете эти пресуппозиции в своей жизни.
2) Подумайте и предложите 5-10 ситуаций, в которых вы смогли бы осознанно использовать эти пресуппозиции.
Результаты в чат одним сообщением. Если не успеете - можете отправить их @shizodelic
В 19:00-19:05 занятие продолжится. Обратная связь по упражнению - после занятия.
Следущая тема нашего занятия очень обширна. Она будет встречаться в нескольких занятиях, это коммуникации и манипуляции.
В плане занятия мы могли видеть пункт
3.3. Фразы-манипуляторы. (+практика)
Мы внезапно решили дать его первым.
Тема 3. Коммуникации и манипуляции.
3.1. Переговоры в нашей жизни.
Переговоры — это всегда процесс, результатом которого должна стать ситуация, лучше, чем та, которая была до переговоров. Итогом перговоров, по крайней мере, должен быть некий запланированный результат. Чаще всего одни переговоры становятся поводом для новых (вот такой парадокс)
Переговоры обычно начинаются со слова "нет". Если никто не говорит "нет" — это означает либо отличную подготовку сторон, либо ее полное отсутствие.
Мы сталкиваемся с переговорами кажыдй день!
— Пришел сотрудник с требованием поднять ему зарплату
— Ребенок отказывается чистить зубы
— Родители не отпускают на улицу до поздна
— Семейная пара обсуждает, где будет проводить отпуск
— Вы покупаете автомобиль / квартиру / костюм / что угодно
— Вы ведете бизнес-переговоры
— Вы общаетесь с сотрудником полиции
Аксиомы успешных переговоров.
Знание этих ПРОСТЫХ аксиом поможет вам ориентироваться в быстром и хаотично меняющемся мире, гибче реагировать и развивать свои навыки переговоров.
(!) Вы узнаете в некоторых из этих аксиом базовые пресуппозиции НЛП, о которых мы писали выше. Правда, их всего 4.
1. Видение ситуации другим человеком ВСЕГДА отличается от вашего видения ситуации.
Нужны ли здесь комментарии? Как говорилось выше, у вас разные "карты", а значит и модели мира у вас тоже разные. У всех. Разница проявляется во всем: в ценностях, критериях и используемых стратегиях.
2. Слова и действия другого человека могут означать для него совсем не то, что вы в них слышите и видите.
Слова и реакции других людей вызываются вашими действиями и словами. Действия и слова другого человека, какими бы неадекватными и странными вам не казались, для этого человека имеют смысл.
Любое поведение представляет собой наилучший выбор, доступный в данны момент.
(!) Если вы предложите более подходящее объяснение для мотивов действия другого человека, чем он сам, он обязательно этим воспользуется.
3. Человек не говорит ВСЕГО.
Многие вещи переговорщики считают очевидными настолько, что просто о них не рассказывают. Про то, что прямо не спрашивается, как правило, пытаются умолчать.
Следствия этой аксиомы:
— Переговорами управляет тот, кто проявляет наибольшую гибкость
— Переговорами управляет тот, кто более подготовлен
— Переговорами управляет тот, кто чаще переговаривается
4. Самый слабый элемент аргументации определяет её стабильность.
Заготавливайте больше аргументов, подедрживающих вашу точку зрения. Аргументы могут быть слабыми и сильными, поэтому чем больше их, тем лучше.
Чем более четко сформулирована цель, тем больше аргументов требуется для её достижения в переговорах.
Упражнение 1. "Работа над ошибками".
1. Определите для себя несколько жизненых контекстов, в которых вам приходится вести переговоры.
2. Мысленно проигрывайте переговорные ситуации и выпишите повторяющеся ошибки, которые, как вам кажется. вы совершили 2 и более раза.
3. Дайте себе совет, как действовать в будущем , по каждой из выписанных ошибок.
Задание на 6 минут.
Присылайте свои задания в ЧАТ или ЛИЧКУ, как вам больше нравится, друзья!
Следующая тема - ХСР. Это последнее, что будет сегодня.
Соберитесь!
Тема 4. ХСР — хорошо сформулированный результат.
В НЛП существует простой метдов проверки цели - насколько она пригодна в качестве ориентира для ведения переговоров, да и не только.
Это называется Хорошо Сформулированный Результат (ХСР). Посредством этой штуки можно оценить свою цель.
Условия хорошо сформулированной цели.
1. Цель должна быть сформулирована утвердительно.
2. Цель находится под вашим контролем.
3. Цель осязаема.
4. Цель находится в нужном контексте.
5. Цель экологична, она сохраняет первоначальные позитивные побочные результаты.
6. Цель зависит от доступа к ресурсам.
7. Вы знаете первые шаги для достижения цели.
"Каждый приходит сюда с ящиком инструментов и комплектом проектной документации на построение Собственного Будущего. Вот только не каждый помнит, куда он все это засунул." (с) Р. Бах, "Карманный справочник Мессии"
Пошаговый шаблон: условия хорошо сформулированной цели
1. Цель должна быть сформулирована утвердительно.
— Чего вы хотите, а не чего вы "не хотите"
— В позитивных терминах. Следите за словами с отрицанием: "не", "прекратить", "удалить", "без", "чтобы не", "избежать" и т.д
2. Цель находится под вашим контролем.
— Чего вы сами можете сделать, что бы этого достичь?
— Концентрируйтесь на том, что вы можете сделать, так, что бы вы были ответственны за начало и поддержание этого.
— Даже если в формулировке цели приступают другие люди, вы можете выбрать, как вести себя по отношению к этим людям для того, что бы достичь наилучшего результата.
Пошаговый шаблон: условия хорошо сформулированной цели
3. Цель освязаема.
— Как вы узнаете, что достигли своей цели?
— Что вы будете видеть, слышать, чувствовать в результате достижения своей цели?
— Сфокусируйтесь на свидетельствах освязаемости цели, есть ли они?
— Используйте ассоциации, что напоминает вам о вашей цели?
4. Цель находится в нужном контексте.
— Где, когда, с кем и к какому сроку вы хотите достичь своей цели?
— Сфокусируйтесь на том, чтобы цель была описана в подходящем для ее реализации временном и пространственном контексте.
— Цель отличается от мечты "датой в правом нижнем углу"
Пошаговый шаблон: условия хорошо сформулированной цели
5. Цель экологична.
— Какие глобальные последствия достижения цели? Для БОЛЬШЕЙ системы? Какие цели влияют на ваших близких, друзей и коллег?
— Чего вы можете лишиться в будущем, достигнув своей цели? Что может быть нарушено или утрачено?
— Что полезного в ситуации, которая есть сейчас, когда цель не достигается?
— Проверьте внимательно, все ли выгоды настоящего состояния сохраняются в будущем?
— Обогатите цель позитивными побочными результатами. Выберите не мении пяти побочных результатов, котоыре будут достигаться по мере приближения к главной цели.
Пошаговый шаблон: условия хорошо сформулированной цели
6. Цель зависит от доступа к ресурам
— Какие ресурсы вам нужны для достижения цели? Есть ли к ним доступ? Где и как вы сможете найти эти ресурсы?
— Какие навыки, способности, деньги и время вам потребуются?
— Определите ресурсы (внутренние и внешние), которые нужно задействовать для реализации цели. Определите способы и временные рамки, необходимые для получения нужных ресурсов.
Пошаговый шаблон: условия хорошо сформулированной цели
7. Первые шаги для достижения цели
— Что будет первыми шагами для достижения цели? С чего вы начнете?
— Определите первые самые маленьшкие шаги, с которых вы начнете процесс реализации вашей цели, а так же место и время, когда вы их сделаете.
Пошаговый шаблон: условия хорошо сформулированной цели
8. Масштаб. Имеет ли цель подходящие размеры?
а. Укрупнение
— Что мне даст достижение цели?
— Какие большие возможности откроются передо мной?
— Если цель слишком мала, для того чтобы мотивировать, то найдите более глобальную цель!
b. Разукрупнение
— Что мешает запустить процесс достижения цели прямо сейчас? Какие препядствия могут возникнуть?
— Что может быть решением и поможет преодолеть препядствия?
— Если цель слишком велика, разбейте конечную цель на более маленькие таким образом, что бы каждая мини-цель была достижимой.
Всё. На сегодня закончили.
Через 5 минут вы получите домашнее задание.
Домашнее задание на завтра.
1) Используйте пошаговый шаблон для того, что бы сформулировать цель.
Нужно 5 целей.
2) Попрактикуйтесь переговорным упражнениям. Напишите на каждое упражнение краткий отчет, что у вас получилось. Без философии. Сухо и коротко.
Пожалуйста, Вход или Регистрация для просмотра содержимого URL-адресов!
Пожалуйста, Вход или Регистрация для просмотра содержимого URL-адресов!